Темникова Елена Леонидовна

Страница проекта «Intellect»: http://intellect.pma.fpm.kpi.ua/profile/tol4

Родилась 18 сентября 1962 года в Севастополе. Окончила обычную киевскую школу №29, однако в ней стараниями великолепного математика и педагога Галицияна Евгения Михайловича был создан сильный математический класс. Так что я стала программистом уже в школьные годы, практику проходили еще на ЭВМ «Мир-2». В 1985 году с отличием окончила кафедру прикладной математики КПИ, осталась работать в институте. На свою родную кафедру вернулась уже в качестве преподавателя в 1997 году.

Какие предметы Вы преподаете?

«Дискретная математика», «Математическая логика и теория алгоритмов», «Методы искусственного интеллекта», «Интеллектуальный анализ данных».

Расскажите, пожалуйста, о своем хобби.

Очень люблю путешествовать, посещать новые страны, новые города. Это позволяет узнавать о далеких землях много такого, что не вычитаешь ни в каких книгах и путеводителях.

Из каждого путешествия мы в качестве сувениров привозим колокольчики. У нас дома уже образовалась довольно большая коллекция — наверное, штук 300. В коллекции много колокольчиков интересной формы, из различных материалов — металла, керамики и таких необычных для колокольчиков, как лоза, дерево.

В былые годы часто ходила в походы. Очень люблю свой родной Крым — там можно найти «картинки» на любой вкус. В Крыму отдыхать никогда не бывает скучно.

Ну а если говорить о «домашнем» хобби, то стараюсь чаще (к сожалению, очень часто не получается) ходить в театр, причем предпочитаю классические оперные и балетные постановки. С удовольствием посещаю различные выставки.

Представьте, что на Земле могут исчезнуть все книги, музыка, фильмы, но у Вас есть возможность оставить по одному экземпляру. Что бы Вы сохранили?

Трудно представить. У меня, конечно, есть несколько фильмов, которые я с удовольствием пересматриваю по несколько раз, любимые авторы… Но я не столь категорична, чтобы выбрать что-то одно. Будем создавать новые произведения.

Было ли у Вас в жизни что-то такое, что кардинально ее поменяло? Если было, то что именно?

Пожалуй, таким событием можно считать рождение сына. Попадаешь на другой уровень ответственности, меняются жизненные приоритеты, вдруг начинаешь понимать своих родителей.

Что у Вас в жизни изменилось после распада советского союза?

Трудно сказать, что изменилось, т.к. все течет, и как сложилась бы жизнь при каком-то другом раскладе, мы можем только гадать.

Раньше жизнь была более предсказуемой. Сейчас же из-за большего количества возможностей у людей появляется выбор а, следовательно, надо принимать решения самостоятельно. Но не все на это способны, многие теряются, не находят себя в этой жизни.

Распад союза внес большие (и не всегда хорошие) перемены в раньше более размеренную жизнь. Но зато появилось больше возможностей, особенно у сильных умных задиристых молодых людей и девушек: обучение за границей, интересные новые специальности, участие в проектах. Но все это, скорее всего, все же не связано с распадом союза, а просто обусловлено прогрессом и развитием общества.

Возможностей стало больше, но далеко не все молодые люди могут найти работу, дело по душе.

А вообще, никакие катаклизмы не должны нарушать ваш внутренний мир (хотелось бы так). Как говорил Шатобриан: «Если бы я еще верил в счастье, то искал бы его в монотонности житейских привычек».

Вам жаль выгонять студентов?

Жаль. Я считаю, что это ― сильный удар по человеку, даже если он сам этого пока не осознает.

Как Вы относитесь к тому, что некоторые заново поступают на ту же кафедру?

Мне кажется, что люди, которые снова поступают на кафедру, с которой их отчислили, совершают ошибку. Второй раз в ту же реку не войти. Либо это не его стезя, либо он слишком ленив и безалаберен, что позволил себя выгнать. Возвращается туда, где у него испорченная репутация, где все напоминает о неудачах. Пожалуй, не могу вспомнить студента, который бы повторно поступил к нам и стал учиться лучше, чем раньше.

Часто можно услышать: предыдущие потоки были лучше, чем нынешние. Как Вы относитесь к такому мнению? Правда ли, что в нашей стране с каждым годом ухудшается качество образования?

Уровень того, что я понимаю под образованием, был, конечно, выше. Хотя сегодняшняя молодежь владеет некоторыми знаниями, которые предыдущим поколениям были незнакомы. Расширение информационного поля и доступность многих вещей изменили стиль мышления. По-моему, пропала способность к анализу, элементарным рассуждениям; существенно снизился общекультурный уровень молодежи; нет инициативного мышления, креативности, во всем сквозит школярство. Иногда незнание элементарных вещей, скудость мысли потрясают.

Можете привести какой-то наглядный пример происшедших изменений?

Вот, например, раньше, чтобы подготовиться к экзамену, студент брал книгу в библиотеке и выписывал какие-то необходимые вещи. Так для того, чтобы не переписывать весь том, текст надо было внимательно прочесть, понять, проанализировать, выделить главное и его законспектировать. А сейчас — в поисковике вбиваются слова, готовый ответ через секунду на экране, он доступен, но его никто не пропускает через себя, т.к. он всегда под рукой.

 «Век живи, век учись». Что Вы за последнее время выучили или узнали?

В принципе, думающие люди всегда в процессе узнавания или познавания чего-то нового. Если подходить с интересом ко всему, чем занимаешься, то приходится и конспекты обновлять, и занятия насыщать новыми формами и примерами. Также я всегда обстоятельно готовлюсь к своим поездкам — выбираю маршруты, изучаю карты.

Говорят, что люди с активной познавательной жилкой живут дольше и более счастливы. Чего и вам всем желаю.