Терещенко Игорь Александрович

Как Вы начали преподавать?

Громко, наверно, прозвучит, но начал еще в школе. Началось все с объяснения математики и биологии друзьям и одноклассникам. Мне это поправилось, стало хобби. :) Тем более, что объясняя другим, сам понимаешь суть вещей еще больше. Иначе не научить другого. Потом «матан» в КПИ. :) Помню, наша группа собиралась вместе, и мы разбирали всякие теоремы, леммы, замечания, замечания к замечаниям. :) Потом подработка на разных курсах для ИТ, а потом мне, совершенно неожиданно, предложили читать курс лекций по БД и ИС. Посчитал, что смогу привнести что-то новое и полезное, поэтому согласился.

Жаль ли Вам отчислять студентов?

Лентяев, обманщиков, а также любителей «подзабить» (особенно первые две категории) — нет. Если человек старается, делает все задания и показывает свои, пускай скромные, труды, а не гордо несет чужие наработки и выдает их за свои, то нужно ему помочь в сложившейся ситуации.

Было такое, что студенты Вас чему-то научили? Что это было (если не секрет)?

Каждый год что-то новое: начиная от приемов программирования, заканчивая кулинарными рецептами. :) В IТ все быстро меняется, и очень трудно держаться в тренде. Много людей, много интересных личностей, много новой информации, много новых знаний. Считаю, что настоящий преподаватель всегда должен учиться у своих учеников. Из последнего: некоторые особенности работы в Linux.

Как вы учились в университете? Закончили с красным дипломом?

Старался сдавать все досрочно, а на вырученное время можно было работать. Закончил с красным дипломом.

Самый смешной момент за время преподавания?

Они все разные, и думаю, что самый смешной еще впереди. Это еще один плюс преподавательской работы — множество интересных и неординарных ситуаций. Было весело, когда один студент сдавал мне работу на своем ноуте. У него был запущен скайп. Его друг в этот момент решил ему написать письмо, в котором шла речь обо мне. С разрешения этого студента, пообщался с его другом. :)

Где Вы путешествовали, если не секрет?

Перечислю только страны, потому что в каждой из них стараюсь посетить разные интересные места.

Польша, Чехия, Венгрия, Молдова, Румыния, Словакия, Германия, Италия, Испания, Россия, Австрия, Франция. Путешествую без всяких туров, самостоятельно, люблю свободу действий, не привязываясь к различным программам.

А кем же, собственно, Вы работаете? И где? Что входит в Ваши обязанности?

System Architector (Software Architector), хотя иногда встречается написание без «or». Во-первых, работаю не один. Существует сплоченный коллектив, где каждый занимается своими обязанностями. Чем занимаюсь? В основном создание новых ИС под конкретный бизнес (преимущественно частный или средний). Работа включает: бизнес-анализ предприятия (помощь от экономиста), рефакторинг (реинжиниринг бизнес-процессов) и их моделирование в АRIS TOOLSET — первый этап, на нем может заканчиваться контракт. Если клиент хочет продолжить сотрудничество, то переходим ко второму этапу: непосредственная разработка архитектуры будущей ИС (тут нас двое). И два варианта у заказчика: заплатить немного и автоматизировать все, как есть, или заплатить «чуть больше» и перепланировать главные процессы, сделав их автоматическими. Работаю с обоими вариантами. Далее согласование функционала с заказчиком (делаю я) и финальным пользователем (не моя работа). Снова два варианта. Использовать существующую БД или создавать новую. Этот этап зависит от денег клиента, не более. Следующий этап — создание БД (если нужно) (делаю я), ее установка и настройка (принимаю участие) и т.п. Дальше эти три волшебных слова: шардинг (полностью на мне), партиционирование (коллеги), репликация (участвую). Настройка толстых / тонких и других клиентов (очень рад, что этим не занимаюсь :)), занимаюсь только настройкой монитора трансакций и балансировкой нагрузки по трансакциям и шардам. Еще раз повторю: этот этап не всегда есть, многие заказчики, чтобы сэкономить, используют в качестве БД даже Excel. :) Далее — то, чем чаще всего занимаюсь – логика работы приложений-конечных пользователей.

Считаете ли Вы, что с годами уровень студентов падает?

Существует большая проблема в том, что снизились требования к выпускникам школ. Много примеров, когда обучают лишь для того, чтобы сдать ЗНО, а не для знаний. :( Поэтому стартовая база оставляет желать лучшего. Однако, есть много примеров, когда студенты, прилагая усилия и старательно учась, достигают значительных успехов. И конечно, учебный материал тех направлений, которые динамично изменяются, например IT, необходимо также обновлять. Резюме: хотеть что-то изменить — недостаточно, необходимо действовать, и студентам и преподавателям. Существует большая проблема в том, что сейчас большинство студентов не умеют учиться. Получить информацию сейчас гораздо проще, чем раньше, но превратить ее в знания является огромной проблемой для многих. Почему? Большинство обожают эти понятия. Думаю, что терминологию «умение учиться» в данном контексте следует уточнить в «уметь самостоятельно учиться». И здесь возникает новая проблема. :) Не могут или не хотят самостоятельно учиться?! Когда студент пытается учиться, но не получается, вот здесь просто необходима работа обоих, и преподавателя, и студента. Давайте разберемся со вторым аспектом этого вопроса. Почему студент не хочет учиться? Ответ очень прост — а зачем. :) Что ему за это будет. Неинтересно и тому подобное… Зачем тратить время, когда он видит много людей, которые ездят на Bentley, и вряд ли они были 100%-ми отличниками? Почему-то это последнее предложение вызывает усмешку, не так ли? Проблема в мотивации, точнее в ее отсутствии. А решение этого вопроса лежит в плоскости вуз-государство.

Если бы в мире исчезли все произведения искусства, какую книгу, музыкальное произведение и фильм Вы бы сохранили?

Здесь не сохранять, здесь восстанавливать надо! Одним из феноменов человека является творчество, без нее человека не существует, минимум, как личности…

Кем Вы мечтали стать в детстве?

В детстве любил что-то конструировать, также были идеи стать врачом (нравилась биология). Частично удалось это объединить в математическом моделировании биологических процессов плюс конструирую ИС. :)