Чертов Олег Романович

Страница проекта «Intellect»: intellect.pma.fpm.kpi.ua/profile/hor1

Какие предметы Вы преподаете?

«Математический анализ», «Теория функций комплексной переменной», «Машинное обучение», «Управление проектами».

Где родились, где учились?

Родился я в Кривом Роге — одном из самых длинных городов в мире. Первые 8 классов учился в обычной школе №95, 9–10 классы — в математическом классе этой же школы. Руководитель студии «Квартал-95» Владимир Зеленский именно из этой школы, число «95» в названии студии — это номер школы.

Какие были Ваши любимые предметы в школе?

Нравились разные предметы. Принимал участие в олимпиадах по математике, физике, иностранному языку, истории. Не очень нравились химия и биология. Школу окончил с золотой медалью.

В каком вузе учились и кем хотели стать?

Еще в школе увлекся программированием: у нас в матклассе были уроки по программированию. Программистов тогда готовили только на специальности «прикладная математика». В Москву я ехать не хотел, а в Киеве основными были КПИ и КГУ им. Т. Г. Шевченко. Выбрал КПИ, а не университет, потому что никогда не хотел быть учителем. Кто же знал, что я стану преподавателем. :)

Учился на факультете систем управления, кафедра прикладной математики.

Как стали преподавателем?

Когда я был аспирантом, мне начали давать вести некоторые предметы с почасовой оплатой, а потом это стало частью моей работы.

Занимались ли Вы спортом?

В детстве занимался очень «близкими» видами спорта: шахматами и… тяжелой атлетикой.

Кстати говоря, мой первый тренер по штанге потом воспитал олимпийского чемпиона, а впоследствии стал тренером итальянской сборной по тяжелой атлетике.

Вы любите путешествовать?

Путешествия, в основном, связаны с научной и производственной деятельностью. Посетил США, Сингапур, Германию, Великобританию, Францию, Чехию. Также, когда отпуск — путешествую с семьей. Путешествовать нравится, но дома лучше.

Как проводите досуг?

Провожу с семьей, если остается свободное время. Дома у нас небольшая библиотека; как только пойду на пенсию, буду читать.

Если бы в мире исчезли все произведения искусства, какую книгу, музыкальное произведение и фильм Вы бы сохранили?

Музыка: вне сомнения, мамина колыбельная (какая-нибудь щемящая украинская песня).

Книга: Фазиль Искандер («Сандро из Чегема» или любой томик его произведений).

Фильм: в зависимости от настроения.

А вообще-то, вопрос неявно исходит из того, что случилась некая катастрофа, и нужно спасаться. В таком случае я брал бы не книги, а оружие и еду, чтобы спасти родных и близких.

Жаль ли Вам отчислять студентов?

Чисто по-человечески жаль, понятно, что это может существенно повлиять на судьбу человека. Я отчисляю, как правило, в двух случаях: когда студент ошибся с профессией, и его нужно отчислять, чтобы он нашел себя в этой жизни, либо же когда человек просто не хочет учиться.

Как Вы относитесь к тем, кто восстанавливается несколько раз?

Я, вообще говоря, считаю, что можно восстанавливаться множество раз. Иногда молодой человек еще не понимает, что ему нужно, а потом пойдет поработает, и возвращается. Важно, не сколько раз человек падает, а сколько встает.

Как Вы думаете, какого о Вас мнения студенты?

Думаю, что разного. И это правильно. Если человек нравится всем, то это подозрительно. Я уверен, что кому-то я не нравлюсь, кому-то — очень не нравлюсь, а кто-то, наверное, в восторге от моего стиля преподавания.

Преподаватель должен выполнять свою основную миссию: он должен «зажечь» человека, чтобы ему нравилась его работа, его учеба. Когда у человека горят глаза — это самое главное.

В последнее время встречаются студенты, которым ничего не хочется, просто ни-че-го-не-хо-чет-ся. Так — плохо, ведь человек не работает над собой, а это нужно делать всю жизнь.

Учитесь ли Вы чему-нибудь у студентов?

Обязательно. Фактически на каждой паре узнаешь что-то новое. Очень редко, конечно, в профессиональном плане, но тоже случается, потому что студенты задают такие вопросы, что сам бы никогда не догадался, что это вообще может вызвать вопрос. Для ответа на такие вопросы нужно придумать какие-то интересные примеры, по-другому подойти к задаче. Те студенты, у которых я вел практические занятия по матанализу, наверное, помнят, что часто задачи мы специально решаем не одним способом, а двумя, тремя… Пока не дойдем до оптимального.

А с другой стороны, с философской точки зрения, любое общение взаимовыгодно. И неважно, общаешься ты со взрослым или с ребенком.

Считаете ли Вы, что с годами уровень студентов падает, и с чем это связано?

100%. Я не считаю, я вижу это. Я преподаю математический анализ уже более 20 лет (год через год). Разные студенты пишут часто одни и те же контрольные работы, и кривая результатов постепенно убывает. Связано это с целым комплексом проблем, но основная — это слабая мотивация студентов.

Как бы Вы хотели изменить учебный процесс?

Я думаю, что мы будем менять, и с помощью студентов также, работу с нашими абитуриентами.

Хочется, чтобы к нам приходили люди, которым хотелось бы заниматься тем, чему мы учим, а не просто люди, случайно сюда попавшие. То есть пусть у нас будет меньше абитуриентов, но они будут более мотивированными.

Также разовьем работу со студентами, работающими по специальности.

Как показывает практика, далеко не всегда отличники в школе — отличники в институте. Бывают такие молодые люди, которые не очень хорошо учились в школе, но они четко знают, чем хотят заниматься. И они оканчивают КПИ с красными дипломом, становятся хорошими специалистами. Поэтому здесь, по поему мнению, самое главное — мотивированность студентов, у нас учащихся.

Есть ли у Вас любимчики среди студентов?

Нет, таких точно нет. Я всегда условно делю студентов на более сильных, более слабых, среднего уровня, но чисто в прагматических целях. Я делаю это для того, чтобы найти к каждому свой подход в плане обучения. С понятием «любимчик» знания вообще не коррелируют: может быть плохой человек, но хороший специалист.

Какие качества в людях Вы цените, а какие более всего Вам не нравятся?

Если брать качества студентов нашей кафедры, то ценными являются мотивированность или целеустремленность, порядочность, интеллигентность, воспитанность. Например, четко могу отличить, когда в аудиторию заходят мои студенты с нашей кафедры, а когда — студенты других кафедр. «Мои» студенты с самого первого занятия привыкли, что всегда нужно первыми пропускать девушек.